[Юханна Марун; сир. ; араб. ] († ок. 707 (?), мон-рь Кфар-Хай, Ливан), св. Маронитской католической Церкви (пам. 2 марта); в традиции маронитов основатель и 1-й патриарх Маронитской Церкви, организатор окончательного переселения маронитов из Сев. Сирии в Ливан. Сведения об И. М. находятся в сочинениях, написанных маронитами спустя несколько столетий после предполагаемого времени жизни И. М. Они содержат значительное число анахронизмов и данных, не подтверждаемых др. источниками, и направлены гл. обр. на то, чтобы возвести происхождение Маронитской Церкви к Римскому престолу и опровергнуть ее первоначальную приверженность ереси монофелитства. В историографии существует проблема соотнесения И. М. как исторического лица с прп. Мароном (IV - нач. V в.; пам. 14 февр., у маронитов - 9 февр.), о к-ром сообщает блж. Феодорит Кирский в «Истории боголюбцев» (сер. V в.; Theodoret. Hist. rel. 16 // PG. 82. Col. 1417-1420), и с мон.-монофелитом Мароном, о котором говорится в хронике патриарха Евтихия Александрийского (X в.; Eutych. Annales // PG. 111. Col. 1077-1078). По сведениям патриарха Евтихия, араб. историка аль-Масуди (X в.) и лат. хрониста Вильгельма Тирского (XII в.), мон. Марон жил в правление визант. имп. Маврикия (582-602) или несколько позже и был основателем монофелитских общин в Сирии. Более того, средневек. авторы нередко видели в любом упомянутом в источниках Мароне деятеля ранней маронитской истории. Между тем в IV-X вв. имя Марон (от Маро - «маленький господин»; сир. аналог греч. имени Кирилл) было распространено среди сир. христиан разных конфессий.
Самые ранние упоминания И. М. в маронитской традиции относятся к кон. XIV - нач. XV в. В рукописи 1392 г. (Vat. syr. 146), содержащей трактат «Изложение веры», И. М. назван автором этого труда и «патриархом Антиохии и всей Сирии» (Exposé de la foi. Vol. 1. P. 51; Vol. 2. P. 17). В старейшей рукописи (1402) маронитского канонического сб. «Книга руководства» ( ) сказано, что название «марониты» происходит от имени «Марона Иоанна, патриарха Великой Антиохии» (Vat. syr. 133. Fol. 25). В ряде сиро-яковитских полемических трактатов XV в. приводится вымышленная биография основателя Маронитской Церкви, которая оказала влияние на более поздних авторов.
В кон. XV в. Джибраил аль-Килаи, маронитский еп. Никосии (Кипр), ссылаясь на неизвестный араб. источник (на каршуни) из ц. Богоматери в Дамаске, привел полное жизнеописание И. М. в составе полемического сочинения против яковитов (Vat. arab. 640. P. 168-169). Согласно этой биографии, отцом И. М. был некий Агафон, живший в Антиохии. Он послал сына в К-поль для обучения греч. словесности. В это время Антиохийским патриархом стал монофелит Макарий I (ок. 655-681). Вернувшись на родину, И. М. также впал в ересь и был рукоположен во «епископа Антиохии». Римский папа Гонорий I (625-638) осудил монофелитство и низложил патриарха Макария; И. М. был вынужден удалиться в Триполи. Там он встретился с папским легатом, к-рый посчитал его исповедание веры православным и отправил его в Рим. После того как православие И. М. было подтверждено на Соборе епископов, папа возвел его на Патриарший престол Антиохии, вручив ему митру, кольцо и посох, и посоветовал избегать еретиков - яковитов, коптов и мелькитов (sic!). Вернувшись в Сирию, И. М. искоренил монофелитство и обратил в православие множество яковитов. Затем он удалился в горы Ливана, воздвиг там подаренный папой крест и основал Маронитскую Церковь, рукоположив митрополитов и епископов; скончался в мон-ре Кфар-Хай.
Вопрос о том, является ли жизнеописание И. М. плодом творчества аль-Килаи, или оно было заимствовано из более ранних источников, остается дискуссионным. Характерно, что аль-Килаи подчеркивает именно те детали, к-рые приобрели актуальность после возобновления контактов между Маронитской Церковью и Папским престолом (1439). Обучаясь в Риме, аль-Килаи познакомился со взглядами зап. духовенства на маронитов как на бывших еретиков (монофелитов), которые, заключив унию с католиками, были вынуждены отречься от ереси. Аль-Килаи попытался опровергнуть это мнение и доказать, что Маронитская Церковь всегда оставалась православной (Salibi. 2002. P. 77-80; Girard. 2007). Однако отношения Папского престола и Антиохийского Патриархата, как их описывает аль-Килаи, не могли существовать в VII в.; они характерны для эпохи крестовых походов. Несмотря на это, биография И. М. в изложении аль-Килаи получила распространение среди маронитов и неоднократно дополнялась. Ее пересказ, почерпнутый из устных маронитских источников, был опубликован на латыни (Quaresmius F. Historica, theologica et moralis Terrae Sanctae elucidatio. Antverpiae, 1639. T. 1. P. 96).
Маронитский ученый А. Ф. Найрон предложил новую версию происхождения маронитской общины. Это стало первой попыткой вписать легенду об И. М. в контекст церковной истории Сирии VII в. (Naironus. 1679). Концепция Найрона легла в основу позднейшей маронитской историографии, представленной трудами патриарха Истифана ад-Дувайхи (1670-1704). Пересказывая в соч. «История маронитов» предание об И. М., ад-Дувайхи дополнил его фантастическими подробностями. Сведения о том, что И. М. род. в сел. Сарум близ Антиохии, историк, вероятно, заимствовал из Жития Иакова Барадея, где речь в действительности шла о К-польском патриархе Иоанне III Схоластике (Moosa. 2005. P. 124-125). Согласно ад-Дувайхи, отец И. М. был племянником франк. имп. Карла Великого (768-814), к-рый в то время якобы завоевал Сирию; мать Анохамия (Нохема) происходила из местного знатного рода. И. М. провел некоторое время в мон-ре св. Марона, где изучил сир. язык и познакомился с жизнью подвижников (в честь этого мон-ря он получил 2-е имя - Марон). В 676 г. по инициативе принца франков Евгения прибывший из Рима «кардинал» рукоположил И. М. во епископа и назначил его митрополитом Ботриса (Эль-Батрун). Эти сведения, вероятно, восходят к сиро-яковитским полемическим трактатам XV в. Использование источников яковитского происхождения, где И. М. представлен как отступник от монофизитства, привело к появлению ряда несоответствий в повествовании: напр., перед рукоположением И. М., ранее бывший монофелитом, отрекается от монофизитской ереси (Ibid. P. 126, 145-146). И. М. обратил мн. еретиков от Иерусалима до Армении и рукоположил для них епископов и пресвитеров. Для защиты от еретиков и неверных он назначил военных предводителей, среди к-рых был его племянник Ибрахим (Авраам). После смерти Антиохийского патриарха Феофана Римский папа Конон (686-687) без согласия местного клира возвел на Патриаршую кафедру диак. Константина, однако его неподобающее поведение вызвало возмущение среди верующих. Папа попросил императора сместить Константина и разрешил антиохийскому клиру избрать нового патриарха, к-рым стал И. М. Однако имп. Юстиниан II (685-695, 705-711) начал гонение на православных и велел военачальникам Захарии и Льву схватить патриарха, к-рый бежал из Антиохии в мон-рь св. Марона. Вернувшись в К-поль, Лев сообщил императору, что И. М. поддерживают все ливанцы и его нельзя захватить. Разгневанный император посадил Льва в тюрьму и послал в Сирию войско, якобы для войны с арабами. Племянник И. М. Ибрахим собрал 12 тыс. воинов и перевез патриарха в безопасные Ливанские горы. В 694 г. византийцы разорили монастырь св. Марона и убили 500 его насельников, после чего начали гонения по всей Сирии. В 694 г. ливан. ополчение якобы нанесло поражение при Амьюне визант. войскам, вторгшимся в горы Ливана (основанием для этого сообщения мог послужить тот факт, что имп. Юстиниан, согласно мирному договору с арабами, выселил из Ливана мардаитов (ODB. Vol. 2. P. 1297), с которыми марониты стали себя со временем отождествлять). Согласно ад-Дувайхи, эти события послужили причиной для отделения маронитов от Византийской Церкви. После разрушения мон-ря св. Марона И. М. основал новый мон-рь в сел. Кфар-Хай, поместил там вывезенную из Сирии главу прп. Марона, установил поминовение преподобного 5 янв. и провозгласил, что сир. православные должны называть себя маронитами. После кончины И. М. на Патриарший престол в Кфар-Хае был избран его племянник Кир, к-рому Римский папа даровал паллий
В 1719 г. ученый-маронит И. С. Ассемани отредактировал жизнеописание И. М. и попытался более убедительно вписать легенду в контекст реальных событий VII в. Он привел даты избрания И. М. на Патриарший престол (686/7) и его кончины (707) и отождествил «кардинала», к-рый рукоположил И. М., с Иоанном, еп. Филадельфии (ныне Амман, Иордания), которого Римский папа Мартин I (649-655) назначил своим представителем на Востоке для противодействия монофелитам. Пытаясь исправить анахронизмы, допущенные прежними биографами, Ассемани обратил внимание на то, что аль-Килаи спроецировал на личность И. М. события XII-XIII вв.- унию маронитов с Римско-католической Церковью (1182) и поездку маронитского патриарха Иеремии на IV Латеранский Собор (1215), где папа Иннокентий III признал его Патриарший сан и даровал ему право носить митру и кольцо.
Предложенная Ассемани версия биографии И. М. приобрела официальный статус благодаря постановлениям Собора 1736 г. (Synodus. 1820. P. 218-219, 264-265) и стала основой «канонической» концепции происхождения маронитов, которую поддерживали ведущие маронитские историки XIX-XX вв. (Б. аль-Газири, Ю. ад-Дибс, Б. Дау, П. Диб). Однако С. Вайе указал на ошибочную интерпретацию источников маронитскими исследователями и на недостоверность легенды об И. М., переданной биографами XV-XVIII вв. Еще более радикальной позиции придерживался Ж.-Б. Шабо, отрицавший историческое существование И. М. Подробный критический разбор источников, относящихся к И. М., осуществил яковитский исследователь М. Муса. Совр. исследователи (К. Салиби, О. Жирар) рассматривают легенду об И. М. как отражение церковно-политических устремлений маронитской элиты XV-XVIII вв.
В маронитской рукописной традиции И. М. атрибутируется ряд произведений: анафора, «Изложение веры», вопросо-ответы против монофизитов и несториан, «О священстве», толкование на литургию ап. Иакова и послание о Трисвятом. Возражения против принадлежности И. М. нек-рых из них высказывал еще Ассемани. По предположению Шабо, часть этих трудов мог составить маронит Ибрахим аль-Хакиляни в XVII в. Маронитский ученый М. Брейди, осуществивший критическое издание «Изложения веры», вопросо-ответов и трактата «О священстве», считал их и анафору подлинными. Муса опровергает факт написания И. М. анафоры и «Изложения веры», возводя их к яковитским источникам, и считает трактат «О священстве» принадлежащим перу Моисея бар Кефы (IX в.), а толкование литургии - переработкой соответствующего сочинения Дионисия бар Салиби (XII в.).
Упоминания о почитании И. М. в маронитской литургической традиции можно обнаружить начиная с XVI в. В наиболее раннем маронитском календаре, к-рый приписывается аль-Килаи, под 9 февр. указана память «патриарха Мар Марона». Согласно календарю рукописного Миссала 1536 г. (Vat. syr. 29), в этот день использовалась анафора, к-рая атрибутировалась И. М. Под этим же числом память «Мар Марона» или «патриарха Мар Марона» указана в календаре XVI в. (Vat. syr. 313) и в печатном Часослове 1624 г. По мнению ряда исследователей (Ж. М. Соже, Муса), имеется в виду прп. Марон, однако не исключено, что в календарях сохранилась ранняя (до XV в.) форма имени И. М. Напр., ад-Дувайхи указывал, что И. М. сам установил др. день памяти прп. Марона - 5 янв. Совмещение образов И. М. и прп. Марона (о к-ром маронитам стало известно лишь в XVII в.) привело к смешению их почитания. В печатном Миссале 1716 г. под 9 февр. указана память как прп. Марона, так и «Мар Иоанна, прозванного Мароном, патриарха Антиохийского». Об особом почитании маронитами памяти «святого Марона» 9 февр. известно из документов папской курии (Synodus. 1820. P. 16, 381-382, 389). В XVIII в. проблема усложнилась в связи с дискуссией между маронитами и иерархами Мелькитской католической Церкви, к-рые настаивали на прекращении почитания И. М., как еретика-монофелита (Moosa. 2005. P. 167-169). Вмешательство Конгрегации пропаганды веры не разрешило спора, т. к. Папский престол одобрил почитание прп. Марона и запретил почитание монофелита Марона, не касаясь вопроса об И. М. и о его тождестве с еретиком-монофелитом (булла папы Бенедикта XIV от 12 авг. 1744). В 1787 г. для И. М. был установлен отдельный день памяти - 2 марта.